THERION

 


Страна: Sweden
Стиль: Symphonic Metal
Лейбл: Nuclear Blast
Состав группы:
Christofer Johnsson - guitars, keyboards, vocals
Kristian Niemann - guitar
Johan Niemann - bass
Petter Karlsson - drums

Уррааа! Наконе-то это не финны…И пусть Therion – те же скандинавы, они ШВЕДЫ!!!

БИОГРАФИЯ
Therion вообще - довольно немолодая уже шведская группа. Творчество ее понималось весьма неоднозначно как в андеграунде, так и за его пределами. Каждый новый альбом лишь подливает масла в огонь споров о том, что же вытворяет с музыкой этот незаурядный коллектив.

Одни говорят, что музыка Therion - это компромисс между мелодией и ритмом, симфонией и металлом, гармонией и хаосом. Более того, он дает то, за чем шли в металл люди "новой волны" - смягчает самую суть загробной металлевой идеологии, внося в нее искру "разумного, доброго, вечного", так сказать, ложку меда в цистерну дегтя. И наоборот - "наводит легкий тенек в неистерпимо ярком для обычного человека потоке божественного света".

Но есть и другая точка зрения: Therion - не металл больше. Такая перспективная дэтовская группа погибла! Те, кто разделяет эту точку зрения, говорят, что металл - музыка избранных, узкого круга, его надо понимать и жить им. Therion же разлагает его, привлекая хорами и мелодичностью людей лишних, побочных. (Из письма на форум на русском сайте :"Крис, у моей мамы классическое музыкальное образование. Я дал ей послушать Theli и Vovin, и, похоже, она становится фэном Therion...").Эти люди долго могут ошиваться на границе андеграунда, а потом вдруг увидеть его как таковой, без "терионовской" сладкой оболочки. И пугаются тогда люди, и говорят: "Фи, как так можно, ведь я знаю металл совсем другим. Это неправильно!" А вот и правильно. Металл был и до вас, и всегда в сути своей был не райскими кущами.

А вот и еще один подход. Творчество Therion - насмешка над язычеством - одним из главных орудий борьбы с тиранией закосневшей в невежестве ортодоксальной церкви, средством спасения душ и умов от ее слишком уж тесных объятий и назойливой опеки. Язычество - плоть и кровь, из которой создан твой народ, в нем истина, и не вышел рылом какой-то там Крис Йонсон чтобы трактовать и домысливать на свой лад последние уцелевшие крупицы древнего наследия.

Но Кристофер Йонссон - настоящий художник. Даже на начальном этапе творчества, когда основой его музыки был death metal, и он работал широкими, но изящными мазками-риффами, и теперь, когда оперные хоры и классические инструменты тонкими штрихами-аранжировками вплетаются в гитарную основу, музыка звучит живо и естественно, будто исполняется прямо сейчас и перед тобой… "Да, мы хэви-металл группа, только очень странная.", - говорит Кристофер. Быть может, вас удивит его рассказ о своих музыкальных корнях, но: "…я бы сказал, Вагнер, Рихард Штраус, многие немецкие композиторы. Мой любимый композитор - русский Стравинский, но только однажды при написании песен я был вдохновлен Стравинским. Я думаю, что никто не делает то, что делал этот музыкант, он велик. Мусоргский тоже вдохновляет меня, а в роке и металле - группы вроде IRON MAIDEN и ACCEPT, а так же старые симфо-рок группы 70-х." Кроме того, Йонссон еще и много читает, в основном исторические книги, но "Мастер и Маргарита" Булгакова каким-то образом оказалась среди прочих. Если Кристофер не шутит, то рано или поздно можно услышать настоящую оперу по этому произведению.

Слушая последние альбомы THERION, выполненные с завидным изяществом, трудно поверить, что Кристофер, с такой легкостью совмещающий оркестровые дела с металлическими, ни разу в своей жизни не взял урока музыки: "…ни гитары, ни любого другого музыкального инструмента. Когда я начал сочинять вещи в классическом ключе, это доставляло мне некоторые проблемы, потому что они играются только по нотам. Я привык играть металл и рок-н-ролл, где больше следишь за пальцами и слушаешь. Я начинал на басу, потому как он проще, и нет аккордов. Я играл в группе, и мне говорили: "Поставь пальцы сюда, сюда и сюда, и получится вот так. Через несколько месяцев мне это надоело, и я собрал собственную команду. Я был композитором, и это давало мне силы, чтобы играть. Хоть я и не мог играть даже на басу, у меня была куча музыкальных идей, которые хотелось воплотить. Постоянно работая, я довольно быстро учился. Уже через год я переключился на гитару". Как видите, Кристофер - личность необычная, и вот как он до такой жизни дошел.

80-е годы - время бурного расцвета пестрой толпы групп различных стилей и направлений. Классический хэви-металл еще был боеспособен, а могучий трэш и не думал сдаваться под напором огромной машины death-металла, которая в скором будущем своими окровавленными шипами, рубя все в мясо, с невероятной скоростью разгонит всех конкурентов.

Неудивительно, что, переместившись в 1987 год, мы обнаружим Криса в компании друзей в группе, носившей вселяющее страх в души домохозяек название BLITZKRIEG! Итак, Кристофер и его товарищ Питер Ханссон (гитара), под впечатлением монстров тяжелой промышленности в лице MOTORHEAD, VENOM и CELTIC FROST нарезали thrash. К сожалению (а может быть и к счастью - как знать, дошло б тогда дело то THERION?), банда прожила около года, после чего благополучно развалилась, не оставив после себя хоть сколько-нибудь качественных записей...

Первые ласточки death metal шрапнелью пролетели сквозь уши Криса, что не прошло без последствий, и в 1988 году рождается новый коллектив, получивший название MEGATHERION. Однако, гитаристы, Кристофер Йонссон и Питер Ханссон, басист Йохан Ханссон (бывший участник Crematory) и барабанщик Мика Товалайнен проиграли вместе недолго. Выбывших заменили Эрик Густафссон (бас) и Оскар Форс (ударные). Записав в начале 1989 года демо-ленты, группа бросилась штурмовать рекорд-лэйблы.

"Paroxysmal Holocaust": "Это было наше самое первое демо, и у нас не было ни малейшего понятия, что нам делать с этой 8-дорожечной студии. Барабанщик находился в другой комнате, в то время как я играл пилотную гитарную партию, окна между ними не было, так что в случаях, когда нам надо было видеть друг друга, чтобы сыграть правильно, это не всегда получалось. Звукоинженер до того работал со многими группами, и, думаю, он был очень заинтересован. Так как мы ни разу не были в студии, то были очень довольны записью. Что-то вроде "Ух-ты, наши песни звучат с кассеты!" На самом же деле запись была ужасна, но записались мы бесплатно, и многим это все же понравилось".

"Beyond The Veils Of Inner Wickedness": "Вторая демка была записана на 16-дорожечной студии, но звук по-прежнему был отстойным. Звукоинженер, наверное, был худший в истории хэви-металла, и его настолько не интересовало происходящее, что он больше трепался по телефону с друзьями, чем работал. На этой пленке я впервые запел. В тот день у меня ужасно болела голова, и пришлось петь низко, так было не настолько больно, что и убило все чувства. Нам не удалось получить еще один день на запись, так что выбора не было ". На первой же пленке отметился в качестве вокалиста Матти Кэрки, будущий голос легендарной DISMEMBER.

Несмотря на туалетное качество записи, эти ленты сделали свое дело, группу заметили на студии Deaf Records, где в августе 1990 года и был записан дебютный альбом "Of Darkness", куда вошли песни периода 1987-1990. Альбом вышел небольшим тиражом 1000 экземпляров годом позже. Сам Кристофер считает, что это был один из лучших альбомов…

Но Deaf Records работали совершенно неудовлетворительно, так что пришлось перебраться на Active Records, где в декабре и был записан следующий полноформатник "Beyond Sanctorum". Здесь заметен пока еще слабый свет йонссоновской мысли: впервые Кристофер начал достаточно много экспериментировать с клавишными (к слову, на первом альбоме их также можно обнаружить, но только под микроскопом), что для death совершенно нетипично, добавился чистый женский и мужской вокал, кое-какие элементы арабской музыки. Это несколько "облегчало" звучание композиций. В остальном же это был death metal, хоть и весьма оригинальный. Хотя трудно сказать в каком стиле он исполнен: death metal или death rock. Но death, это точно. В этом альбоме уже имеются вставки клавиш, женского вокала и ближневосточных музыкальных мотивов. Это несколько "облегчало" звучание композиций.

Состав теперь выглядел так: Кристофер - вокал/гитара, Петер Ханссон - гитара/клавишные, Оскар Форсс - ударные. Все партии баса Крис и Петер отыграли сами.

По несчастливой традиции вскорости вся группа разбежалась, и Йонссону не оставалось ничего другого, как собрать новый состав: Магнус Бартельсон - гитара, Андреас Валлан Вал - бас, Петр Ваврезнюк - ударные. Подписавшись на Megarock Records THERION прокатились по Голландии, Бельгии и Швеции. С декабря 1992 по январь 1993 проходила работа над пожалуй самым экспериментальным, по мнению Криса (с этим трудно поспорить), альбомом "Symphony Masses - Ho Drakon Ho Megas". Стиль, в котором исполнен этот альбом опять же трудно охарактеризовать однозначно. Тут и Heavy, и Gothic, и кусочки Black и Idustrial, а также ставшие уже неизбежными в творениях Therion персидские и околоклассические мотивы. И конечно же, все замешано на Death с довольно необычным страшненьким вокальцем. Пожалуй, до самого выхода Theli он оставался одним из самых любимых широким слушателем (т. е. не только старыми любителями Therion).

«Этот альбом стал продолжением прогресса, по пути кторого мы пошли. Death metal сильно разбавили персидской народной музыкой, heavy metal 80-х, классической музыкой и даже некоторой дозой industrial. Фэнам было трудно принять такой альбом, некоторые моменты были для них слишком сложны, что, видимо, выворачивало их сознание наизнанку. Кроме того, начались трудности с исполнением этих песен живьем. Впрочем, на тот момент мы не так уж плохо справлялись!»

Однако, до финансовой стабильности было еще далеко, и это влечет за собой уход басиста и гитариста. Басист был найден (Фредрик Исакссон), а вот гитариста искать не стали, так что группа на какое-то время стала трио. В таком составе THERION и поехали в первый большой тур с SAMAEL, GRAVE и MASSACRA.

Поскольку Megarock больше интересовался поп-роком, Йонссоном и THERION было принято судьбоносное решение - подписать контракт с немецкой фирмой-монстром Nuclear Blast, в рядах которой группа находится и по сей день. С ее помощью в 1994 году в берлинской Music Lab Studio был записан "Lepaca Cliffoth", где два оперных вокалиста были настоящие, зато оркестр попытались симитировать сэмплами. Это уже не Death, но еще и не собрание демонических гимнов, пришедшее к нам с Theli. Кристофер Джонсон продолжает в словах песен придерживаться демонической и языческой тематики. В этом альбоме появляются уже явные эксперименты с классикой, активно используется чистый вокал профессиональных исполнителей (сессионных). В дальнейшем эти новшества и станут отличительной чертой Therion, ее знаком, по которому группа будет узнаваться слушателем.

"Lepaca Cliffoth" был точкой, где мы отошли от наших death-корней к "старомодному" направлению, с небольшим влиянием современности и классической музыки. Мы вернулись к концепции чистого женского и мужского вокала, могли позволить себе использовать даже настоящих оперных певцов. Композиция "Beauty In Black" стала своего рода "хитом", и мы сняли на нее действительно неплохое видео". После записи группа едет в турне с ANNIHILATOR. Год выдался богатый на концерты: Европа и Южная Америка. Уставший Исакссон уходит, на замену взят Ларс Розенберг (ранее ENTOMBED), а также гитаристы Йонас Меллберг и Тоббе Сайгард (ранее NECROPHOBIC). В таком составе и записали "Theli".

Кристофер очень долго вынашивал идею этого альбома. Многие композиции были написаны значительно раньше, но отложены, поскольку банально не хватало бюджета для реализации замысла. ""Theli" был совершенно не тем, что ожидали люди! Я наконец получил желаемые средства и нанял настоящий оперный хор (Хор Северогерманского Радио и Хор Сирен) и камерный оркестр (Симфонический оркестр города Брамбека). Получился далеко не death metal, но тогда мы еще сумели удержать большинство наших старых фэнов. "Theli", проданный тиражом более 50 тысч копий только в Европе, несомненно был нашим самым большим успехом на тот момент". После выпуска диска THERION провели большой тур. Во время концертов в Германии играли на разогреве у AMORPHIS. А ближе к окончанию гастролей ушел Петр - барабанщик, который пел на концертах, а на ударных в принципе не играл (вместо него работал сессионный музыкант). Он решил вплотную заняться учебой, а вот Ларс и Йонас были уволены за "злоупотреблением алкоголем".

В 1996 году синглом "Siren Of The Woods" THERION даже попытались пробиться в радиоэфир, но кроме металл-станций никто не решился крутить их песни.

"A'arab Zaraq - Lucid Dreaming", изначально планировавшийся как EP с каверами и вышедший в 1997 году, в итоге оказался подарком всем фэнам к десятилетию группы: Кристофер включил в альбом саундтрек к фильму "Golden Embrace", который он записал отдельно от группы. "Пер Албинсон (режиссер фильма) услышал "Theli" и спросил меня, не займусь ли я написанием подобной музыки, но совершенно не в металлическом ключе, полностью в классическом. Это было, в общем-то, тем, что я всегда хотел попробовать, так что мы оба были заинтересованы".

Ну вот, казалось бы, все вершины покорены, THERION - уважаемая команда, обладающая неоднозначной репутацией (что только подогревает интерес), можно спокойно снизить активность и силу накала споров вокруг каждой новой пластинки, но… Как бы не так! В декабре 1997-го в составе Кристофер Йонссон (гитара, клавишные), Томми Эриссон (гитара), Вольф Симонс (ударные) и Ян Казда (бас) создается еще одна металлическая опера - "Vovin". И никакого занудства, куда там! При поддержке большого оркестра и группы оперные голоса ведут прекрасные, чуть меланхоличные мелодии, рассказывая слушателю, уже ставшие традиционными истории о языческих богах, путешествиях в высшие сферы и прочих магических вещах. Возможно, слушателя удивит такая странная реализация такой типичной для металл-команды тематики (древние легенды, языческие боги, тексты на канувших в лету языках, значение слов которых понятно лишь немногим, например членам магической организации Ложа Красного Дракона). Но, как вы уже наверное догадались, Кристофер Йонссон - один из них.

"Dragon Rouge" - Красный Дракон - одна из немногих магических организаций, которая работает над развитием личных сил, называемых парапсихологическими качествами. Символ организации - дракон - олицетворяет собой жизненную силу человека, а работа ее заключается в том, чтобы научиться контролировать жизненные ситуации. Организация имеет иерархическую структуру - три круга. Третий круг в большей степени походит на закрытую группу. С сатанизмом Ложа Красного Дракона никак не связана, и не только потому, что не является религией. В основе ее философии - самосовершенствование, а не саморазрушение. К слову сказать, "theli" и "vovin" обозначают не что иное, как "дракон", только на различных языках.

"Большая часть текстов блэк-металлистов - чушь, написанная 16-летними подростками, которые воображают себя сатанистами и кричат о Сатане, холодном снеге и зимних ветрах. Еще есть те, что читают оккультную литературу, позиционируют себя как экспертов и пишут чепуху - так называемые "магические" тексты. Но есть и небольшое число людей, которые на самом деле создают хорошие темные стихи, и очень немногие, что действительно учились оккультизму и могут писать действительно магические тексты. С последними у нас много общего".

Кто-то скажет, что последовавший в 1999 за "Vovin" немного странный альбом "Crowning Of Atlantis" - еще один "A'arab Zaraq". С этим можно согласиться, если не слушать его внимательно! Живые треки, каверы, новые версии и неизданный материал уживаются настолько органично, что даже не возникнет мысли упрекнуть группу в работе на "холостых оборотах".

Чем внушительнее становился состав, тем монументальнее звучала каждая следующая пластинка. "Deggial", увидевший свет в 2000-м, не стал исключением. На этот раз над диском вместе с Кристофером в поте лица трудились Кристиан Ниманн (гитара), Йохан Ниманн (бас гитара), Сами Каппинен (ударные), Ян Казда и Вальдемар Сорихта (акустическая гитара), Александр Шиммерот (рояль), оркестры и хоры, которые упирались в течение трех месяцев. "Я думаю, что новый альбом прогрессивнее предшественника по всем параметрам, он разнообразнее, и оркестровки получше. Я все еще очень доволен "Vovin", но все равно думал, что можно сделать что-то еще лучше. Это я и попытался сделать на "Deggial". Это настоящая металл-опера."

Следующий альбом THERION "Secret Of The Runes". Кто гарантировал, что Кристофер удержит так высоко поставленную им самим планку? Диск появился в музыкальных магазинах через год. Единственная песенка, похожая на металлическую - Wild Hunt. Весьма примечательный рыкающий вокал Ральфа Шпеерса из Primal Fear и трэшевские ритм и скорость резко выделяют ее на фоне остальных.

Как оценили этот альбом (читай: поздний Therion) слушатели? Очень по разному. Вот три основных точки зрения:

1. Попсня! Мало того, что Therion умер семь лет назад, так он еще и имеет наглость столь зловонно разлагаться! Советую выбросить диск в окно. (спроси любого матерого блэкушника и дэтовца, и он восполнит недостаток ненормативной лексики в этом комментарии)

2. Современная классика. Но слишком легкая и затянутая для меня. Остановлюсь-ка я на Theli, а этот Ваське подарю. (в основном люди "легкой волны", стоящие в металле лишь одной ногой)

3. Величайший металлевый альбом девяностых!

"Альбом базируется на древней скандинавской мифологии. Как гласят легенды, существует дерево мира, состоящее из девяти миров, оно называется Игграсиль. Песни альбома описывают каждый из миров. Кроме того, есть еще вводная часть и эпилог. Вначале рассказывается о создании мира: гигант Имер был повержен, и из его тела была создана суша, а из крови - море. Эпилог же повествует о путешествии Одина в течение девяти дней и девяти ночей, о том, как он получил знание рун. Слово "руна" означает "тайна", поэтому смысл названия можно понять как "Тайна Тайн". Тайна скрыта в самой идее рун, это больше, чем просто буквы, которыми пишут: это еще и магические знаки, каждый из которых имеет свое значение. Руны присутствуют в различных формах и мифологиях. Руны нельзя путать, хотя в различных рунических алфавитах они могут выглядеть почти одинаково. В музыке они тоже используются. Либретто Рихарда Вагнера базируются на легендах скандинавско-германских народов, где Вотан - всего лишь одно из имен Одина. Так что музыкальное влияние Вагнера и здесь огромно".

Вот так то, может и нам стоит задуматься над серьезным изучением магии - как знать, вдруг это не только позволит взглянуть по-иному на музыку THERION, но поможет разрешить многие другие тайны бытия? По словам самого Йонссона, этот альбом - гремучая смесь Вагнеровской романтической оперы и поп-музыки. Простые гитарные мелодии оставляют огромные простор для оркестра и хора, которые, в свою очередь, работают на все сто. Мощно, убедительно и серьезно.

Вполне логично задать вопрос: почему до сих пор не издан живой альбом THERION? Но если учесть все трудности, возникающие при адаптации столь комплексного звучания для исполнения на концертах, то первый полноценный концертный альбом THERION "Live In Midgard", вышедший в 2002 году, можно назвать настоящим подарком всем фанатам группы! Возить с собой целый оркестр слишком дорого: ни один организатор концерта не согласится на такое, поэтому пришлось идти на технические ухищрения - записывать его на пленку, и теперь один звукорежиссер становился целым оркестром, помогая творить древнее волшебство прямо на сцене. Во время южноамериканского и европейского тура велась запись выступлений, результаты которой можно услышать на этом двойном альбоме.

Следующие 3 альбома, вышедшие вслед за «Тайной Тайн» были написаны Кристофером в уже привычном для поклоннико ключе, традиции которого были заложены ещё в "Theli": " Sirius B ", " Lemuria " (В записи приняло участие более 300 музыкантов. В итоге мы имеем очень профессионально записанный, но несколько однообразный двойник, восходящий к Secret of the Runes, но несущий в себе что-то из Symphony Masses) и " Atlantis Lucid Dreaming "

История THERION - история появления "нового вида" в ортодоксальной среде, история его борьбы за выживание. Сквозь непрерывную цепь смен составов, звукозаписывающих компаний, несет Кристофер Йонссон свою идею, светлую по содержанию, пусть иногда и в темных тонах.. Смешивая рок и классику, Кристофер не пытается создать что-то принципиально новое: наоборот, он движется к корням. "Сейчас полно новых хэви-металл-групп, пытающихся сделать то же самое (в сравнении с 80-ми годами - автор). Кто вспомнит о них через пять лет? Я не говорю, что все они плохи, но 90 процентов всего лишь копии прошлых..."

Дискография
1989 "Paroxysmal Holocaust" (самиздатовское demo)
1989 "Beyond The Darkest Veils Of Inner Wickedness" ( самиздатовское demo)
1990 "Time Shall Tell" (12'' LP)
1991 "Of Darkness..."
1991 "Beyond Sanctorum"
1993 "Ho Drakon Ho Megas"
1995 "Beauty In Black" (MCD)
1995 "Lepaca Kliffoth"
1996 "Siren Of The Woods" (MCD)
1996 "Theli"
1997 "A'arab Zaraq - Lucid Dreaming"
1998 "Vovin"
1999 "Crowning Of Atlantis"
2000 "Deggial"
2001 "Secret Of The Runes"
2002 "Live In Midgard"
2004 "Sirius B"
2004 "Lemuria"
2005 " Atlantis Lucid Dreaming "

Назад в раздел